О первых двух месяцах юбилейного сезона

28.10.2021

Свой юбилейный 30-й концертный сезон Нижегородский русский оркестр им. В.А. Кузнецова открыл яркой праздничной программой в Большом зале Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки.


Слушателям были представлены сочинения зарубежных и отечественных авторов, и каждое - шедевр мировой культуры.
Без дирижёра, ярко и по-театральному слушателей приветствовали звуки "Марша Радецкого" Иоганна Штрауса. Руководитель Борис Схиртладзе встал за пульт несколько позже, дав возможность музыкантам продемонстрировать яркий талант совместного музицирования и чувства локтя, без преувеличения свойственного именно этому коллективу - такими их воспитал Маэстро Виктор Кузнецов.

Открывала вечер увертюра к опере "Сорока-воровка" Джоаккино Россини, и вслед за ней прозвучала его же авторства ария Бартоло из оперы "Севильский цирюльник", где тандем оркестру составил солист Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Михаил Наумов (бас). Сочинения великого мастера были приняты публикой с огромным удовольствием: итальянская мелодика и природа инструментовки очень органично звучат в аранжировках для оркестра русских народных инструментов. 

Далее были представлены сочинения двух великих мастеров русской музыки XIX века. Прозвучал фрагмент из оперы Николая Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" "Свадебный поезд и сеча при Керженце". Эта опера уникальна сложностью постановки, яркими находками композитора в музыкальном языке, которые звучат в русском народном оркестре очень свежо и естественно.

В двух сочинениях Модеста Мусоргского - Песне Варлаама из оперы "Борис Годунов" и песне "Блоха" на слова из русского перевода «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте - к музыкантам вновь присоединился Михаил Наумов. В этом концерте он продемонстрировал свой яркий актёрский талант и потрясающую природу русского глубокого баса, а так же свой универсальный дар музицировать с любым составом исполнителей, будь то симфонический или народный оркестр, пианист-концертмейстер или ансамбль.
Появление Михаила на сцене - всегда праздник для публики, поскольку далеко не каждому певцу присуща такая душевная щедрость, искренний диалог со слушателем.


Песню и частушки Варвары из оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина вместе с оркестром исполнила солистка Камерного хора "Нижний Новгород" София Косарева (меццо-сопрано). Специализируясь на исполнении сочинений авторов XX-XXI века, она продемонстрировала широкий диапазон голоса и живое понимание сложной музыкальной фразы современного композитора.


Далее в исполнении оркестра и Смешанного хора консерватории (руководитель - профессор Борис Маркус) прозвучал фрагмент "Половецкие пляски" из оперы Александра Бородина "Князь Игорь". Молодой студенческий коллектив в кратчайшие сроки достоёно справился со сложным музыкальным материалом в оперных масштабах, чего не подразумевал достаточно камерный состав хора - и этот номер был так же горячо встречен публикой.


Отпускать музыкантов со сцены после такого яркого эпизода отпускать не хотелось никому. Для публики было исполнено два горячих биса - "Лезгинка" из балета "Гаянэ" Арама Хачатуряна и "Полька на охоте" Иоганна Штрауса. Выдержке и мастерству музыкантов можно только поразиться: каждый номер отделения - яркий, кульминационный, бисовый, и все сочинения были исполнены на высочайшем техническом уровне и с полной эмоциональной отдачей.

После технического перерыва на сцену вместе с оркестром вышел Академический Хор НГЛУ (руководитель - Максим Иванов).
Совместными усилиями более ста музыкантов была исполнена кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский".
Плотное, насыщенное, богатое звучание большого хора ни капли не выдавало в нём музыкантов-любителей, в чём огромная заслуга хормейстерского таланта Максима Иванова и Наринэ Дворщенко. 
Аранжировка для народного оркестра подчеркнула сложную мелодику языка Прокофьева. Это придало особый драматический надрыв номерам "Крестоносцы под Псковом", "Ледовое побоище", "Мёртвое поле", где солисткой вновь выступила София Косарева. А эпизоды русской музыки приобрели ещё большую светлость и широту.

Овации ещё долго не отпускали исполнителей, а разговоры о пышном открытии праздничного сезона ещё долго не смолкали среди меломанов города.

В следующий раз оркестр встретился с публикой на открытии фестиваля "Наследие. Посвящение Маэстро" - первого фестиваля, посвящённого создателю НРНО Народному артисту РФ, профессору Виктору Александровичу Кузнецову.

Данный фестиваль был учреждён Нижегородским русским народным оркестром им. В.А. Кузнецова, Министерством культуры Нижегородской области, Нижегородской государственной консерваторией им. М.И. Глинки и Культурным фондом "Наследие", при поддержке АО "Атомстройэкспорт".

"Событие, которое проходит впервые, всегда вызывает особый трепет и восторг. Это и удивление от новых открытий, и ожидание встречи артистов и слушателей, и исполнение всеми любимых произведений.
Важным смыслом всех концертов и выступлений в рамках фестиваля станет тема Памяти, которая особенно актуально звучит в год 800-летия Н. Новгорода. Именно благодаря памяти возможно сохранение истоков и наследия России, отражённого в именах, событиях, произведениях, а значит, - возможно и наше будущее." -
заместитель Министра культуры Нижегородской Области Елена Лупина.

Идея этого фестиваля директору культурного фонда "Наследие", Лауреату премии города Нижнего Новгорода, известной исполнительнрице народных песен и романсов Майе Балашовой, а так же домристке, педагогу, организатору крупных культурных событий города и области Кристине Фиш.
Фестиваль задумывался как низкий поклон Виктору Александровичу от всех его друзей, учеников и коллег. Каждый концерт должен стать своего рода музыкальным приношением и представит зрителям всю красоту нижегородской культуры.

В первый вечер фестиваля на сцену вышли два оркестра, созданных Виктором Александровичем. Оркестр русских народных инструментов ННГК им. М.И. Глинки под управлением профессора Сергея Степанова представили слушателям два сочинения, прекрасно демонстрирующие исполнительское мастерство оркестра - "Лирический вальс" Николая Чайкина и Фантазии на сербские темы Юрия Шишакова.

Гостей фестиваля приветствовали президент ННГК им. М.И. Глинки Эдуард Фертельмейстер, ректор Юрий Гуревич и директор Нижегородского русского народного оркестра им. В.А. Кузнецова Валентин Гордеев. Так же, вдовой Виктора Александровича Ольгой Кузнецовой были прочитаны стихи, посвящённые памяти Маэстро - эти строки были восприняты слушателями с большой нежностью и трепетом.

Следом на сцену вышел НРНО им. В.А. Кузнецова.

За дирижёрский пульт в этот вечер встали главный дирижёр доцент Борис Схиртладзе, ученики Маэстро Антон Козылов, Михаил Устинин, Сергей Отавин.
Оркестр великолепно прозвучал в сложнейшей программе, состоявшей из сочинений современных композиоров, пишущих специально для оркестра русских народных инструментов.

Солистами вечера выступили Мария Власова (аккордеон, Москва), Руслан Разгуляев (фортепиано, Нижний Новгород).
Специально на открытие фестиваля прилетел композитор Михаил Броннер (Москва), с которым Виктора Александровича связывала тёплая творческая и личная дружба.

Уникальный концерт положил начало открытию пышного фестиваля, концерты которого состоятся в городах Нижегородах области и в Нижнем Новгороде в ближайшие два месяца. За анонсом событий следите на официальном сайте naslediefest.ru

 

17 октября сказкой "Аленький цветочек" в пересказе Саргея Аксакова был открыт ставший уже традиционным абонемент для маленьких слушателей "В мир музыки прекрасной идём дорогой сказки". 

Сказку читала артистка Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького Людмила Штепанова. 
Самые юные слушатели оркестра с восторгом, интересом и удовольствием познакомились с оригинальным пересказом любимой сказки в сопровождении музыки Анатолия Лядова, Виктора Калинникова, Николая Будашкина, Эдварда Грига, Петра Чайковского.

 

Финишем первых двух ярких месяцев сезона стал концерт-открытие "Абонемента для всей семьи" "Шедевры русской музыки".


Концерт открыла нижегородская премьера поэмы "Отчалившая Русь" Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина в переложении для оркестра русских народных инструментов и баритона. Сольную партию исполнил солист Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Алексей Кошелев (баритон). 
В сердце каждого слушателя остались есенинские строки, чувственно и драматично положенные на богатые и строгие мелодии. Камерный талант Алексея Кошелева в тончайших красках раскрыл сложные нюансы этой музыки.

 

Следующим номером программы было вновь сочинение Георгия Свиридова - кантата "Курские песни". Вновь к оркестру присоединились Смешанный хор ННГК им. М.И. Глинки (руководитель - профессор Борис Маркус) и солистка Камерного хора "Нижний Новгород" София Косарева (меццо-сопрано).
Вместе с исполнителями слушатель окунулся в аутентичные мелодии песен Курского края. Аскетичные и холодные, разудалые и драматичные, шутливые и задумчиво-грустные - как и всякая народная музыка, материал "Курских песен" продемонстрировал богатство национальной песенной культуры, калейдоскоп образов. 

Далее оркестром и хором вновь были исполнены уже полюбившиеся "Половеские пляски" из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина. Надо заметить, что мастерство и силы хора за месяц значительно окрепли, и это произведение прозвучало ещё более ярко, чем на концерте-открытии сезона оркестра.

В завершение концерта была исполнена "Пляска скоморохов" из оперы Николая Римского-Корсакова "Снегурочка".

Этот концерт прошёл в особенной приглушённой камерной атмосфере - накануне вынужденных выходных в стране, поэтому, оркестр не смог встретиться со всеми желающими. 
Надеемся на скорое возвращение прежнего образа жизни, когда нет преград для новых встреч, а здоровью каждого из нас ничего не угрожает.

 Материал подготовили Владислав Соловёв, Борис Схиртладзе.